Посиделки – «Музей – «Арктики» (По программе «Детский сад – Дом Радости»)

В программе Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом Радости» особое место отводится работе по философствованию. Одно из средств, применяемых с детьми старшего дошкольного возраста – это «посиделки».  Инициатива философствования может принадлежать как воспитателю, так и детям. Тема всем хорошо известна. Речь собеседников ситуативная - значит не досказанная. Главный инструмент педагога -  интонация сомнения, восхищения, удивления. Ребенок может путем дискуссии открыть для себя новые знания.  «Посиделки» строятся по принципу диалога:  Ты все знаешь….? А я еще знаю, послушай, … Что теперь ты нового узнал…? Так как ты считаешь, теперь мы с тобой все знаем…..? А где можно узнать? А зачем нужно знать новое?

«Посиделки» восстанавливают и систематизируют ранее накопленные представления и готовят интеллект ребенка к рассуждению, к самоанализу ребенком своих знаний.

Цель – Содействовать знакомству с Арктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными и птицами Арктики.

- Сегодня мы с вами отправимся в Мир Севера, не просто Севера, а Севера нашей России, который омывает Северный Ледовитый океан! Как вы считаете, все ли вы знаете про Северный Ледовитый океан? Сомневаетесь? А как еще больше можно узнать про Север нашей России, который омывает Северный Ледовитый океан?  А можем мы больше узнать об Арктике, если посетим «Музей Арктики». Такой музей есть в Санкт – Петербурге. А мы сделали музей в нашей группе. Все готовы к походу на Север нашей России? Поход пройдет по залам музея Севера.

1 зал – Северная земля. Карта, глобус. Картинки полярников, жилье полярников, транспорта. Картинки северного сияния, айсбергов.

Мы с вами в первом зале он называется «Северная земля» (показываем на карте Арктику).

- Как эта часть России называется? Воды, какого океана омывают берега Арктики (показать на карте иле глобусе)? Можно в вечернее время использовать глобус с подсветкой.

-А что вы знаете о временах года в Арктике? А солнце тепло греет летом? Молодцы, здесь собрались знатоки Севера. У нас есть время походить по залу и рассмотреть картинки.

2 зал – Берег Северного Ледовитого океана. Картинки животных – морж, белуха, тюлень, белый медведь и др. Картинки растений севера. На столе разложены баночки морошки, клюквы, брусники, голубики, сушеных грибов.  Предметы из кости и оленьего меха. Картинки изделий из меха песец.

 Предлагаю перейти в зал берега Севера – берега Ледовитого океана.

- А вы можете назвать все, что лежит на столе?  Что-то клубнички не вижу, и медка тут нет, почему? Значит, здесь на столе ягоды и грибы, которые растут на Севере.

- А костяные изделия сделаны из чего? Помните, их еще называют морскими коровами?! А морж - это рыба, птица или морской зверь? Принесите картинки моржей. Каких еще морских зверей вы знаете? 

- Еще живут песцы. Они живут в тундре. Их красивый и теплый мех очень ценится (картинки изделий из меха). А этого зверя вы все знаете – северный олень. Северный олень в далёком прошлом дал возможность человеку освоить Север. В результате приручения и одомашнивания северного оленя возникло северное оленеводство, то есть разведение северных оленей для получения мяса, шкур, молока и использования в качестве ездового и вьючного транспорта (рассматривание изделий из меха).

- Все рассмотрели? А теперь предлагаю перейти в зал, который называется «Птичий базар».

3 зал – «Птичий базар» Презентация. Портрет В.Бианки. Бианки В. В. НАШИ ПТИЦЫ.

Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.

- Я хочу прочитать вам рассказ хорошо известного нам писателя (показать портрет) Виталия Бианки. Мы уже много читали его книг о разных животных. А сейчас про кого вы хотели узнать, раз пришли в Зал «Птичий базар»?

Презентация «Птичий базар»

2 слайд – «Ледовитый океан окружает с севера всю нашу Родину. На его островах и по всему берегу — тундра: ровное, глубоко промёрзшее болото. Леса там нет: ведь не назовёшь лесом берёзки ростом ниже травы.»

3 слайд -  на кочках растет голубика, морошка, клюква, брусника.

4 – 5 слайд - «Вот смелые полярники прибыли на самолётах на самый конец света, в край полуночный, ледяной, где и наша Родина кончается, — словом, на Северный полюс. Сели на льдину, раскинули на ней палатки — и стали жить. Скучать было некогда: работали. А всё-таки тоскливо бывало: уж очень одиноко. До людей далеко-далеко, кругом море да лёд — всё мертво, ни одного живого существа.»
6 слайд – «Вдруг — пик-пик-пик! — здравствуйте! Прилетели на льдину пуночки — маленькие чёрно-белые птички, снежные подорожники. И порадовались тут, и подивились полярники. Ведь пуночки — сухопутные птицы, а на Северном полюсе не только земли — островка маленького нет. Зимой, когда в тундре — на родине подорожников — землю скрывает глубокий снег, они летят искать себе еду чуть не по всей нашей Родине — до самого Чёрного моря. Пропадут с голоду пуночки в ледяной пустыне Северного полюса. А они чирикают себе весело, поклёвывают что-то в снегу. Видно, сыты, нашли даже здесь какие-то семечки, зёрнышки, может быть, и насекомых каких-нибудь.»

7 слайд - «После пуночек прилетел полярный чистик. А этому что здесь надо? Чистик одинаково хорошо летает по воздуху и под водой. Под водой он тоже машет крыльями и догоняет мелкую рыбёшку. Верно, за рыбкой и разной водяной мелочью он и примчался на Северный полюс.»
8 слайд – «А третьим гостем был глупыш — белый буревестник, похожий на большую чайку. Глупыш — вечный скиталец. Молча, неутомимо летит он за кораблями, уходящими в океан. Провожает их на много суток пути от земли и подбирает всё съедобное, что выбрасывают моряки за борт. Уж не захотелось ли ему проведать, нет ли и для него чего-нибудь вкусненького у запасливых полярников?»
9 слайд – «Великое множество птиц живёт в Северном Ледовитом океане. Летом они собираются на торчащих из воды скалах: где же больше и выводить им детей? Скопища птиц на скалах называют «птичьими базарами». Тут и вправду, как на базаре: шум, гам, давка, драка.»

10 слайд – «Но худо ли, хорошо ли — тут уживаются всё-таки рядом чистики, разные чайки, тупики, гагарки, кайры. А вот беда, если покажется вблизи быстрый и вёрткий поморник — фомка-разбойник. Чайки ловят рыбёшку для своих птенцов, а фомка-разбойник нападает на чаек и отбирает у них добычу.»

11 слайд - «Ещё хуже, если на птичий базар повадится летать громадная хищная чайка — бургомистр. Он безжалостно разбивает и глотает яйца, целиком глотает даже больших оперяющихся птенцов.»

12 слайд - «Вдруг свистнет какой-нибудь куличок — и все птицы насторожатся: приближается могучий орлан-белохвост. Но не за птицей он сюда прилетел: ловить большую рыбу в море. Птицам куда страшней быстрые как вихрь соколы — сапсаны, они ловят на лету куликов, уток, даже гусей.»

13 слайд - «Летом в тундре не заходит солнце, и большая белая полярная сова принуждена охотиться при ярком свете.»

14 слайд - Придёт зима — и улетят из замёрзшей тундры птицы. Только полярные куры — белые и тундровые куропатки — умудряются находить себе пропитание даже при глубоком снеге.

15 слайд - куропатки

- Залы музея закрываются. Мы с вами перейдем в библиотеку музея. Дети переносят стулья в библиотеку.

- Как вы считаете, всё ли мы знаем теперь об Арктике? Да, мы много уже знаем об Арктике: где находится Арктика, какие там зима и лето, какая там растительность, какие животные и птицы живут.

- Что нового вы узнали про Арктику?

- А хотите ли вы еще узнать, что - то об Арктике? Мне интересно узнать, Кто открыл Арктику? Как зимуют полярники, чем они там занимаются?

-А где же можно узнать?

-А зачем нам надо еще что-то узнавать о севере России? Да, потому что это наша родина. Время работы не только залов, но и библиотеки уже закрылось. Музей закрывается.



Источники: http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/nashi-pticy.htm,  Н.М. Крылова, В.Т. Иванова «Дом Радости» старшая группа.