Живая старина
Экскурсия в краеведческий музей на интерактивное занятие «Жили – были дед да баба…» (образовательная программа «Родная старина»).
Посещение музея – это событие в жизни ребенка. Музей- это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. Мы решили с детьми посетить это удивительное место. Здесь дети перенеслись в прошлое, где познакомились с русской избой, в которой жили крестьяне, с бытом людей, с историей появления и назначением предметов быта. В процессе музейного занятия, играя, выполняя творческие задания, взаимодействуя с предметами, дети, опираясь на свой собственный опыт, получали знания.
Знакомство началось с самого главного - русской печки. Детям рассказали, как в старину готовили, какие предметы использовались. Разные по размеру и назначению ухваты. Почему чугунок называется чугунком. Как с помощью печи лечили маленьких детей. Все с большим интересом разглядывали необычные предметы – самое настоящее деревянное корыто, подойник – чайник, коромысло, старинная деревянная солонка, хлебная лопата. А мальчики даже попробовали с помощью ухвата поднять чугунок.
Затем детей познакомили с первым утюгом – рубель, показали, как его использовали наши прабабушки – и для стирки белья, и для глажки, и как музыкальный инструмент. Девочки проверил на себе, какая это была тяжелая работа.
Дальше дети узнали, для чего нужна прялка. Показали, что нужно было, чтобы сделать нитки. И здесь дети не остались в стороне. Мальчики взяли на себя тяжелую часть работы – они настоящими чепахами чепали овечью шерсть. А девочки попробовали, как прабабушки наматывали нить на веретено.
Очень важно было, что детям можно было не только посмотреть и послушать, но и потрогать, поиграть, сделать что-то самим. И мы стали артистами. Надели старинную одежду и разыграли сказку «Курочка ряба».
Такие экскурсии в краеведческий музей способствуют формированию у детей дошкольного возраста личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа, закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Именно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.