Памятка для родителей
«Что должен знать и уметь ребенок
средней группы к концу учебного года»
КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
? Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
? Пользоваться расчёской, носовым платком. При кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;
? Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать);
? Замечать непорядок в одежде и устранять его;
? Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой;
? Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
? Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину), определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
? Знать предметы мебели, одежды, обуви, посуды, фрукты, овощи, транспорт;
? Различать и называть части тела животного и человека;
? Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
? Знать название города (посёлка) где живут, улицу (домашний адрес, ФИО – и профессию родителей);
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
? Правильно произносить все звуки родного языка;
? Использовать в речи существительные с обобщающими значениями (мебель, одежда, обувь, игрушки, животные, овощи, фрукты, ягоды, профессии и тд);
? Различать на слух и называть слова, начинающие на определённый звук;
? Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
? Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
? Употреблять предложения с однородными членами;
?Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного художественного произведения;
? Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя;
? Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки, считалочки);
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
? Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке;
? Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, тарелки, раскладывать столовые приборы);
? Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия);
МАТЕМАТИКА
? Считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»;
? Знать цифры от 0 до 10,соотносить количество предметов с цифрой;
? Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
? Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
? Узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапецию, ромб;
? Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
? Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз, обозначать словами положение предмета по отношению к себе ( «впереди меня стол», «справа от меня дверь»);
КОНСТРУИРОВАНИЕ
? Знать и называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, трехгранная призма, цилиндр, брусок, пластина);
? Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
? Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать детали. Из природного материала (шишки, ракушки и тд) соединять их детали клеем или пластилином;
РИСОВАНИЕ
? Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
? Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
? Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы;
? Знать новые цвета: коричневый, оранжевый, светло-зелёный, розовый, голубой, серый;
ЛЕПКА
? Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
? Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
? Владеть навыком рационального деление пластилина;
? Использовать в работе стеку;
АППЛИКАЦИЯ
? Правильно держать ножницы и действовать ими;
? Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка);
? Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы;
? Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
? Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
о растениях
? Называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон, растения выращиваются из семян;
? Находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья;
? Узнавать и называть 5 и более деревьев, 2 -3 кустарника;
? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 5 и более овощей и фруктов;
? Узнавать и называть 5 и более видов ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
о животных
? Знать 5 и более перелётных и зимующих птиц;
? Знать 5 насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела);
? Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни в разное время года;
? Расширять представления о домашних животных - называть их и их детёнышей (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям, как люди за ними ухаживают);
ФИЗКУЛЬТУРА
? Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;
? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние 3.5 –б. 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд;
? Лазать по лесенке - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;
? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу;
? Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
? Кататься на двухколёсном велосипеде;